3.1. Самоорганизация и саморегуляция при дистанционном обучении
При дистанционном обучении очень востребованным становится формирование способности к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности, и способности к самоизменению (адаптация).
Адаптация – это привыкание и приспосабливание человека к новым условиям, в данной ситуации – обучающихся и педагогов – к длительному периоду дистанционного обучения.
Под самоорганизацией (саморегуляцией) понимается сознательная работа обучаемого над собой в целях совершенствования познавательных, практических, эмоциональных, нравственных и волевых способностей и черт характера, а не только средство достижения частных целей обучения.
Самоорганизация – это: возможность добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии, времени, материалов;
-правильное использование времени с наибольшим результатом;
-ясное представление цели, смысла, порядка выполнения, приоритетов работы.
Научиться самоорганизации в учении означает:
-сформировать и поддерживать в себе настрой на самоорганизацию учения,самосовершенствование, развитие своих способностей;
-научиться понимать и принимать сформулированную преподавателем задачу, выражать к ней свое отношение; доопределять и переопределять ее для себя; самостоятельно ставить перед собой задачу, видеть проблемы;
-научится систематизировать получаемые знания, находить порядок в беспорядке, видеть частное глазами всеобщего, принципиального, и наоборот – видеть конкретное в общем;
-уметь преобразовывать учебный материал: составлять план, сравнивать, моделировать, добавлять, критически перерабатывать, представлять в удобной для себя форме, находить основания для классификации и классифицировать;
-видеть альтернативу решения.
Понятия «адаптация» и «самоорганизация» в русле дистанционного обучения очень тесно связаны между собой. От самоорганизации ученика в дистанционном обучении зависит время адаптации, т.е. насколько быстро обучающийся сможет адаптироваться к изменившимся условиям. И, наоборот, успешность адаптации влияет на сомоорганизацию (саморегуляцию), а значит – на учебные результаты.
/Вельков А.И. Главные принципы самоорганизации [Электронный ресурс]. –Режим доступа:glavnye_principy_samoorganizacii.html (дата обращения: 02.04.2020)./
Информацию подготовил педагог-психолог
Н.В. Синицына